В ходе Великой Отечественной войны Советскому Союзу пришлось мобилизовать все имеющиеся в наличии силы для защиты страны. Это, разумеется, касалось не только действующей армии. Потребности тыла не оставались прежними, а вот с рабочими руками быстро возникли проблемы. Миллионы мужчин буквально в первые месяцы отправились на фронт, а производство в тылу необходимо было наращивать. Поэтому Президиум Верховного Совета СССР уже 22 июня 1941 года издал указ «О военном положении». Согласно пункту 3 указа, военным властям предоставлялось право, среди прочего, привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщений, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями; объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей. Довольно скоро государство перешло к мобилизационным мерам, в том числе в тылу.
Под такую меру попала наша героиня Курденко Лидия Христиановна. Она родилась 16 октября 1926 года в Саратовской области, Марксовского района, в селе Красная Поляна на Волге. В девичестве носила фамилию Штанг. Лидия выросла в бедной крестьянской семье. В 1930 году на Родине был голод и родители уехали с 3-мя детьми в г. Ташкент. Лиде на тот момент было 4 года. Через год заболел отец — не пошел климат, и семья переехала в Горьковскую область, в поселок Вахтан. Отец работал на заводе, а мама занималась детьми. Девочка пошла в школу в 9 лет и успела до войны окончить 6 классов. Когда началась война, ей было 14 лет. В августе 1941 года по национальному признаку семью сослали в Сибирь, в Тюменскую область, Голышмановский район.
В 1942 году ей исполнилось 16 лет, и из военкомата пришла повестка для отправки в так называемую трудовую армию.
Лидия Христиановна вспоминала: «Мама насушила немного сухарей на дорогу и дала маленькую баночку топленого масла. Отец смастерил чемодан и на лошади повез в военкомат районного центра Голышманово, где нам прочитали лекцию, а вечером пришел поезд. В списке оказалось 20 женщин репрессированных из всех деревень Голышмановского района, нас погрузили в состав товарных вагонов. Сколько мы ехали, я не помню. Добрались до станции Похвистнево Куйбышевской области. Ночевали мы в школе, а утром нас повели в Чувашскую деревню, где распределили по 2 человека в дом. Мы работали на «Куйбышев нефть», где копали котлован для нефти, найденной в этой местности перед войной. Выдавался паек в 600 граммов хлеба. Иногда хозяйка давала стакан кислого молока, если помогали по хозяйству.
Мы трудились в две смены. Кирками и лопатами копали траншеи для прокладки труб, таскали кирпичи для строительства. Позже нас перевели на склад в «Куйбышев нефть», где приходилось грузить машины с трубами, разгружать баржи с цементом. В 1946 году перевели в строительно-монтажное управление «КинельНефть» на строительство финских сборных домов. Жили в землянках на старом аэродроме на станции Муханово Кротовского района. Начинали строить город «Новокуйбышевск». В то время родители мои жили в Ламенском совхозе в деревне Глубокая. Отец работал кузнецом.
В 1947 году мама сломала ногу, и отец сделал вызов в Военкомате. 20 октября 1947 года меня демобилизовали по семейным обстоятельствам в Тюменскую область, Голышмановского района. На следующий год вышла замуж за Курденко Михаила Николаевича».
Вместе с мужем Лидия Христиановна воспитала двух сыновей, стала бабушкой трех внуков и четырех правнуков. Семья стояла на учете до 13 декабря 1955 года, а в 1956 году была реабилитирована, Лидии Христиановне присвоили звание Ветерана Великой Отечественной войны.
История Лидии Христиановны является примером стойкости и силы духа советского народа. Она показывает, как люди преодолевают трудности и сохраняют веру в лучшее будущее даже в самые трудные времена. Родным история жизни Лидии Курденко напоминает о важности сохранения исторической памяти и уважения к подвигам наших предков